Оригинал – здесь.
Мероприятие это — такое же обыденное в конце года, как и культовое кино Эльдара Рязанова по советскому-российскому телевидению под Новый год. С той лишь разницей, что в «Иронии судьбы, или С легким паром» дело начинается в Москве, а здесь в Ленинграде, то есть в Санкт-Петербурге, конечно. А еще там друзья во главе с героем Андрея Мягкова в основном в бане парятся, а здесь за круглым столом или tet-a-tet… Да, в кино Рязанов все-таки главного героя, как известно, отправляет в Ленинград.
В общем, традиция (пока не тысячелетняя), как и само Содружество Независимых Государств, о котором чаще всего и вспоминают в связи с традиционной встречей в конце декабря.
Часть гостей уже прибыла в северную столицу. Если не считать ощутивших на себе военные притязания РФ Грузию, Украину, выбравшую не тот путь, какой начертили в Кремле, Молдову и страны Балтии, успевшие вступить в НАТО, лидеры всех остальных бывших советских республик, так или иначе соотносящих себя с президентским клубом СНГ, приедут пообщаться с Путиным.
Центральным событием саммита обещает стать уже анонсированный саммит Путина с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Берусь утверждать, что центральным пунктом повестки встречи станет попытка преодолеть глубокий кризис в отношениях Баку и Москвы, возникший ровно год назад, 25 декабря 2024 года, когда в казахстанском Актау потерпел крушение пассажирский самолет азербайджанской авиакомпании AZAL. Катастрофа, в которой погибли 38 пассажиров и членов экипажа, стала результатом ошибочной работы российской ПВО в небе над Чечней. В Баку тогда так и не дождались публичных извинений Москвы и признания, что именно российские ракеты стали причиной катастрофы…
Затем случились гибельные для этнических азербайджанцев в России облавы российских силовиков в Екатеринбурге — и скандал в отношениях между Россией и Азербайджаном стал разгораться как сухой хворост в жаркую погоду от неосторожного обращения с огнем.
В какую формулу примирения будут облечены завтрашние договоренности Путина и Алиева, сказать трудно. Однако очевидно, формула или уже найдена, или вскоре найдется, иначе не было бы смысла президенту Азербайджана лететь в Санкт-Петербург.
Еще интрига — появление на саммите премьер-министра Армении Никола Пашиняна и тройственная, судя по всему, встреча Путина, Пашиняна и Алиева. Лидерам есть о чем поговорить — в частности, о коммерческом по сути предложении российскому бизнесу поучаствовать в строительстве транспортной коммуникации между основной территорией Азербайджана и его анклавом, Нахичеванской автономией. После того как в Вашингтоне 8 августа нынешнего года было подписано соглашение между США, Арменией и Азербайджаном, это называется маршрутом имени Трампа. Можно ли после этого будет считать, что Россия возвращает себе часть утерянного за эти годы влияния на Южном Кавказе? Ровно в той мере, в какой готовы будут к этому в Баку и Ереване.
Следующий вопрос: захочет ли Путин проявить интерес к суду в Азербайджане над бывшим российским олигархом Рубеном Варданяном, отказавшимся от российского гражданства в 2022 году и отправившимся в Нагорный Карабах, чтобы возглавить там правительство непризнанной республики? Варданяну нынче грозит пожизненное заключение. Да кто ж знает, если только хозяину саммита покажется важной такая гуманитарная заинтересованность с точки зрения его геополитики в регионе.
Интересными могут оказаться двухсторонние встречи Путина на полях мероприятия с президентами стран Центральной Азии. Все они только вчера, 20 декабря, встречались между собой в Токио на саммите С5 + Япония.
Стоит заметить, что дипломатическая активность лидеров Центральной Азии в отношениях с мировым центрами силы, Китаем, США, Россией, ЕС в последнее время кажется беспрецедентной. Регион в это бурное немирное время ищет точку равновесия. Или, как выразился президент Казахстана, выступая с лекцией в Токио, стремится быть в гармонии с остальным миром.
Что касается Казахстана, интригующей новостью показались сообщения, появившиеся накануне встречи в Санкт-Петербурге — о подготовке к созданию в этой стране собственных производств (раньше их не было совсем) по изготовлению артиллерийских снарядов и мин по стандартам НАТО. Станет ли это темой обсуждения между членами российской и казахстанской делегаций, сказать нетрудно.
Неминуемым представляется снова обращение к острой проблеме мигрантов из стран СНГ в России, вновь резко обозначившейся после трагической гибели от рук 15-летнего российского подростка 10-летнего мальчика из таджикской семьи в подмосковном Одинцове. Не сомневаюсь: президент Таджикистана Эмомали Рахмон постарается в который уже раз напомнить Путину о бедственном положении таджикистанцев в России, где они то и дело становятся жертвами ксенофобии и этнической ненависти, которую испытывает российское общество к трудовым мигрантам из Центральной Азии.
И, наконец, вишенкой на торте, скорее всего, станет презентация Александра Лукашенко: он представит свою Беларусь в новом качестве де-факто ядерной державы. Российские «Орешники», как сообщалось, поставлены уже на боевое дежурство. Можно не сомневаться, что у Лукашенко теперь есть серьезные основания предлагать свой ядерный щит союзникам.
Одним словом, есть о чем париться в холодном Питере.