Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Западные страны могут потерять более $200 млрд из-за конфискации активов в России

Natalia Kolesnikova / AFP

Угрозы Москвы ответить на бессрочную заморозку российских активов усилили опасения в ЕС относительно возможных потерь западного бизнеса в России, пишет The Financial Times. Речь идёт о риске конфискации активов иностранных компаний и инвесторов на сумму свыше $200 млрд. На прошлой неделе Евросоюз запустил процесс бессрочной блокировки около 210 млрд евро российских суверенных активов, которые планируется использовать как обеспечение для кредита Украине на 90 млрд евро. В ответ Россия предупредила о возможных мерах, если ее средства будут направлены на поддержку Киева. Наибольшую тревогу это вызвало у Бельгии, Италии и Австрии, где опасаются последствий для национальных компаний и финансовых институтов.

В Москве обсуждается возможность конфискации оставшихся западных активов. Центральный банк России подал иск на $229 млрд против бельгийского депозитария Euroclear, где хранятся замороженные российские средства; первое заседание суда назначено на середину января. Параллельно были подготовлены меры, упрощающие изъятие иностранной собственности в ответ на «враждебные действия».

По оценке Киевской школы экономики, на конец 2024 года западные компании владели в России активами как минимум на $127 млрд. Уже сейчас, по данным института, Россия заморозила или конфисковала активы не менее 32 иностранных компаний, что привело к потерям $57 млрд. Инвестиции, дивиденды и прибыль компаний, оставшихся в стране, находятся под контролем российских властей. Для выхода с рынка иностранные инвесторы обязаны продавать бизнес с дисконтом не менее 60%, при этом минимум 35% суммы сделки перечисляется в бюджет.

В сентябре Владимир Путин подписал указ об ускоренной процедуре национализации иностранных активов. В Бельгии опасаются, что одной из целей может стать Euroclear: под угрозой находятся 17 млрд евро активов его клиентов. Премьер-министр страны Барт де Вевер предупредил, что использование замороженных средств депозитария может иметь серьезные последствия не только для Бельгии, но и для всей Европы и евро. Рейтинговое агентство Fitch уже поместило рейтинги Euroclear на пересмотр с негативным прогнозом.

С начала войны более 1900 иностранных компаний ушли из России или сократили присутствие, однако свыше 2300 продолжают работать в стране, включая дочерние структуры банков Raiffeisen и UniCredit. Эти банки получили значительную прибыль, но не могут вывести ее из-за ограничений на вывод дивидендов и накапливаются на российских счетах типа «С». В прошлом году иностранные компании заработали в России около $19,5 млрд.

Объем средств нерезидентов на счетах типа «С», по оценке замглавы Минфина Алексея Моисеева, сопоставим с объемом российских активов, замороженных за рубежом. По словам Александры Прокопенко, бывшего сотрудника Центрального банка, объем средств на этих счетах значительно вырос с марта 2023 года, когда он оценивался в 500 млрд рублей ($6,3 млрд). Сбербанк сообщил, что в прошлом году около 25% дивидендов за 2024 год — из общей суммы 787 млрд рублей — были перечислены именно на эти счета. По оценке Прокопенко, дивиденды BP от доли в «Роснефти» могут составить около 340 млрд рублей, в судебном решении 2024 года отмечалось, что JPMorgan владел российскими активами на 243 млрд рублей, в основном на счетах типа «С». Сбербанк сообщал, что на этих счета направили около 2,1 трлн рублей дивидендов.

«Это один из козырей Москвы. Если Европа предпримет шаги в отношении российских резервов, Россия может просто перевести средства со счетов типа „С“ в бюджет. Это создает прямой источник доходов в условиях дефицита и высоких военных расходов», — отмечает Прокопенко. По ее словам, такой шаг продемонстрирует готовность России «отвечать за зло злом» и может быть реализован быстрее, чем аналогичные меры в ЕС.

По данным источников РБК, власти рассматривают несколько сценариев ответных мер. Первым этапом может стать компенсация за счет инвестиций стран из списка недружественных — включая вложения суверенного фонда Норвегии, ЕБРР и пенсионной группы APG. Речь идет прежде всего о списании суверенных и квазисуверенных инвестиций, а также активов банков и международных финансовых институтов с госучастием. Хотя объем таких вложений меньше российских активов в Euroclear, источники подчеркивают, что это может быть лишь началом. Также обсуждается вариант полного списания средств со счетов типа «С», причем сценарии могут дополнять друг друга.

Еврокомиссия считает угрозы со стороны Москвы преувеличенными и настаивает, что использование российских активов остается единственным способом продолжить финансирование Украины без увеличения долговой нагрузки.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку