В 2025 году в России впервые с начала полномасштабной войны в Украине сократилось число компаний. С января по декабрь количество зарегистрированных в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) организаций уменьшилось на 67 395, или на 2,08% год к году. Это следует из данных Федеральной налоговой службы (ФНС), на которые обратил внимание Forbes. Всего за указанный период в стране было ликвидировано около 30 тыс. компаний, в том числе 5 тыс. из-за банкротства. Еще 9 тыс. покинули реестр в результате реорганизации, а 150 тыс. были исключены из реестра как недействующие или по причине предоставления недостоверных сведений.
Больше всего количество юрлиц сократилось в Центральном федеральном округе — на 36 202, или 3,16%. В Москве показатель уменьшился на 26 820 (4,3%). Вместе с тем число индивидуальных предпринимателей с начала года выросло на 303 714 (6,8%). Последний раз сокращение юрлиц произошло в 2022 году, когда реестр ужался на 79 716 (2,4%). В 2023–2024 годах численность компаний в России росла.
В текущем году сработала комбинация двух процессов: ослабление «притока» новых юрлиц и усиление «оттока» действующих, говорит руководитель исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право» Венера Шайдуллина. «На фоне высокой стоимости денег и общей осторожности в инвестиционных решениях предприниматели чаще откладывают запуск новых ООО/АО или переводят активность в более простые юридические формы», — пояснила эксперт. По ее словам, часть небольших компаний прекращает деятельность, потому что «экономика в ноль при росте издержек и падении маржи быстро становится нежизнеспособной».
После шока 2022 года российские компании продолжили работать в новых условиях, но в текущем году из-за усиления контроля и повышения административной нагрузки многие исчерпали ресурс для постоянной адаптации, говорит член генсовета «Деловой России» Екатерина Авдеева. В результате на рынке возник процесс «естественного отбора», который продолжится в 2026 году из-за давления государства, добавила эксперт. «Предпринимательская активность не исчезнет — она может перетекать в ИП/самозанятость и в форматы, где ниже административная нагрузка и проще переживать волатильность спроса», — отметила Шайдуллина.