Россияне не верят в снижение инфляции и даже готовятся к ускорению роста цен. По данным Росстата, в ноябре инфляция составила 0,42%, в первую неделю декабря – всего 0,05%, а в годовом выражении замедлилась до 6,34%. Однако проводившийся в те же дни опрос фонда «Общественное мнение» принес совсем другие результаты.
Люди, как и месяц назад, оценивают рост цен за последний год в 14,5%, а ожидания на следующие 12 месяцев даже увеличились: 13,7% после 13,3% в ноябре. Последний раз инфляционные ожидания были так же высоки в феврале, когда официальная годовая инфляция была двузначной (10,06%).
Ощущаемая россиянами инфляция, на самом деле, даже выросла. В опросе выделяются люди со сбережениями и без них, и в обеих группах наблюдаемая инфляция подросла: у людей со сбережениями – с 12,9% до 13,1% (в 2 раза выше цифры Росстата), без сбережений – с 15,4% до 15,6% (в 2,5 раза цифры Росстата). Итоговый результат при этом не изменился потому, что группа со сбережениями выросла (33% после 31% в ноябре), а в ней наблюдаемая и ожидаемая инфляция всегда меньше.
В этой группе инфляционные ожидания не изменились – 12,3%, но среди людей без сбережений они подскочили до 14,6% с 13,7% в ноябре. В этой группе почти 2/3 россиян – 64% по результатам последнего опроса. Менее обеспеченные люди более чувствительны к росту цен на продукты и другие базовые товары. Продовольственные товары дорожают быстрее остальных, хотя в последнее время разрыв сократился. Минэкономразвития оценило годовую инфляцию на первой неделе декабря в 6,34%, а на продовольственные товары – в 6,89%. Такую же картину рисует близкий к властям аналитический центр ЦМАКП, который рассчитывает «инфляцию для бедных», состоящую из товаров и услуг первой необходимости.
Инфляция – главная проблема для россиян, она волнует их гораздо больше, чем война, следует из недавнего опроса «Левада-центра». Среди проблем, которые больше всего беспокоят людей, рост цен назвали 59%. Это почти вдвое больше, чем у следующих по популярности ответов: война, конфликт с Западом, санкции (31%), повышение пенсионного возраста (30%) и жилищные проблемы (аварийное состояние и недоступность жилья, дорогая ипотека). В рейтинге вопросов к прямой линии с Владимиром Путиным они поменялись местами. По опросу «Левада-центра», главным вопросом остается «Когда закончится спецоперация» – 21%, а «Когда остановится рост цен? Почему увеличивают НДС» – третий (8%) после «Когда повысят пенсию, зарплату, пособия?» (16%).
Экономист Егор Сусин связывает рост инфляционных ожиданий с «разовыми и локальными историями»: широко обсуждаемым повышением НДС с января, утильсбора с декабря. Аналитики Промсвязьбанка добавляют к повышение тарифов РЖД с 1 декабря: «Инфляционные ожидания отрабатывают налоговый маневр и повышение тарифов».
В результате ожидания вернулись к значениям начала года: в январе они были 14%. Прогресса нет, констатируют аналитики «Твердых цифр»: «Как начали год, так и заканчиваем».
ФОМ проводит такие опросы каждый месяц для Центробанка, который придает инфляционным ожиданиям населения большое значение, принимая решения о ключевой ставке. Очередное заседание по ключевой ставке состоится 19 декабря. Рост инфляционных ожиданий ограничивает Центробанку возможности для смягчения политики, отмечает Сусин.