Российские власти предоставят Росфинмониторингу доступ к данным об имуществе россиян без их ведома. Соответствующие поправки в закон «О государственной регистрации недвижимости» 10 сентября одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, рассказал «Известиям» близкий к комиссии источник.
Согласно действующим правилам, владельцев недвижимости уведомляют о поступившем запросе в отношении их имущества, а также выдаче данных третьим лицам. Из-за этого гражданам становится известно о заинтересованности Росфинмониторинга, что дает возможность скрыть следы преступных деяний или проинформировать соучастников, отмечается в документах правкомиссии.
В Росфинмониторинге отметили, что сведения о недвижимости россиян могут потребоваться для оперативно-розыскных мероприятий по разным преступлениям, связанным не только с отмыванием денег и финансированием терроризма.
В Росреестре поддержали конфиденциальный доступ финразведки к данным об имуществе россиян. «Поправки помогут Росфинмониторингу эффективнее бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путем, легализуемых через сделки с недвижимостью», — подчеркнули в Росреестре.
На данный момент информацию об объекте недвижимости без уведомления владельцев могут запрашивать ФНС, ФСБ, МВД и Следственный комитет, напомнила руководитель филиала «страховой брокер AMsec24» Ирина Панова.
Одна из основных задач Росфинмониторинга — предотвращать преступления по ст. 174 и 174.1 Уголовного кодекса РФ. Они предусматривают наказание за легализацию (отмывание) денежных доходов или иного имущества, приобретенного преступным путем, напомнил управляющий партнер адвокатского бюро «БВМП» Андрей Бежан.
В частности, финразведка обращает внимание на попытки провести сделку с имуществом по цене, значительно отличающейся от рыночной, говорит член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. Подозрение вызывает и покупка или продажа недвижимости более трех раз за короткий промежуток времени, а также сделки с нерезидентами.
«Среди часто встречающихся преступлений также — накопление должностным лицом активов и имущества, общая стоимость которого кратно превышает его официальный доход, то есть коррупция. Наиболее резонансные преступления в этой части — неуплата налогов в крупном масштабе, а также легализация финансовых ресурсов, украденных из государственной казны», — отмечает независимый эксперт Андрей Бархота.
Сейчас, если человек узнает, что Росфинмониторинг заинтересовался его недвижимостью, он может попробовать продать или переоформить имущество, чтобы попытаться вывести его из-под удара, говорит старший партнер Legal Classic Group Яков Гаджиев.
«Если инициативу реализовать, то бюджет получит больше доходов от налогов, штрафов и пеней, а также от реализации имущества лиц, признанных виновными в преступлениях. При этом в обществе назрел запрос на справедливость в части нелегально приобретенного состояния, серых доходных схем и преследования финансовых схем для преступных сообществ», — заключил Бархота.