Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

ЦБ может ограничить россиянам рублевые переводы за границу

Рубли все равно будут выводить, но по другим схемам
Рубли все равно будут выводить, но по другим схемам MT

Идея президента ВТБ Андрея Костина ограничить физическим лицам размер рублевых переводов на иностранные счета нашла понимание Центробанка. Зампред ЦБ Алексей Гузнов назвал ее «одним из элементов дискуссии» об изменении валютного регулирования.

Сейчас россияне могут переводить на свои счета в иностранных банках до $1 млн в месяц в валюте, а на рубли ограничений нет. Это позволяет выводить сколько угодно рублей и уже за границей конвертировать их в доллары или евро. «Что получается? Вы перевели миллиард в Армению, и он тут же возвращается в обмен на доллары. Вот эту возможность надо закрыть», — возмущался Костин. По его мнению, пойдет ли ЦБ на это, будет зависеть от развития ситуации с рублем.

У Гузнова иное видение: «Так как речь идет об определенной оценке движения капитала – рубли переводятся за рубеж, потом возвращаются в Россию, идут на биржу, валюта покупается и идет за рубеж, – это требует оценки, анализа по объемам, по тому, насколько этот механизм действительно задействован». Ограничение может купировать одни риски, но породить другие – «все это нужно взвешивать».

Обвал рубля возродил дискуссию о необходимости валютных ограничений. «Раньше Центральный банк был очень жестким последователем, отстаивателем темы валютного контроля. Мы — наоборот: Минфин был более либеральный. Сейчас поменялось. Мы за более жесткие меры в отношении контроля за потоками, поскольку ситуация известна. Центральный банк, наоборот, занял либеральную позицию», — объяснял министр финансов Антон Силуанов. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина год назад объясняла, что ограничение в $1 млн в месяц на валютные переводы – скорее формальность: ЦБ хотел бы его отменить, но для этого пришлось бы менять закон, поэтому просто ввели очень высокий лимит.

С тех пор ситуация изменилась. Рубль подешевел почти вдвое, и власти с трудом удерживают доллар ниже 100 рублей. Помощник президента Максим Орешкин заявил, что пик ослабления рубля пройден, а замминистра экономического развития Илья Торосов – что курс вернется в пределы 70-80 рублей, «у нас есть план, как вернуть валюту в нормальный коридор — это от 70 до 80 рублей». Оба они рассчитывают на рост экспортной выручки после повышения цен на нефть, прекращение роста или даже спад импорта и эффект от повышения ключевой ставки ЦБ.

Независимые эксперты не столь оптимистичны. «Общаюсь со многими бизнесменами — большинство закладывают в свои оценки и планы по развитию бизнеса курс 100 и более. Пока никого особо героическая борьба за курс ни в чем не убедила», – делился инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган.

Пока рубль не спасают даже объявленные дополнительные меры поддержки со стороны ЦБ, отмечал руководитель отдела управления акциями УК «Первая» Антон Кравченко. Перечисленные чиновниками факторы несколько улучшат ситуацию с торговым балансом, но «поддержка для рубля от этого будет ограниченной», писал начальник отдела анализа банков и денежного рынка «Велес капитала» Юрий Кравченко.

Проблемой российского валютного рынка остается устойчивый отток капитала, для покрытия которого валютному рынку не хватает примерно $3 млрд в месяц, оценивал управляющий директор ГПБ Private Banking Егор Сусин. Даже если экспортные доходы вырастут, важно, чтобы они были валютными и пришли на внутренний рынок, – пока это вопрос, рассуждает он. Репатриация валютной выручки сейчас большая проблема и даже при желании экспортера занимает длительное время, объяснял Коган. Высокие цены на нефть должны помочь рублю прийти в норму – на какое-то время, заключает Сусин.

Даже если предложенные Костиным ограничения введут, способ обойти их найдется. Перевод рублей через дружественные страны с помощью отделений российских банков или местных банков, которые работают с рублями, – один из самых простых и довольно распространенных способов выведения денег, говорит Алексей Коваленко, управляющий партнер израильского адвокатского офиса «Коваленко и партнеры». Даже в страны, где не работают с рублями, может найтись лазейка. Например, в Израиль напрямую рубли не перевести, однако туда, как и в другие «дружественные» страны, можно переводить неограниченные суммы на инвестиционные проекты, например, в фонды недвижимости, говорит Коваленко: «Там как раз легко принимают суммы выше миллиона долларов. Наоборот, сложнее туда вложить что-то меньше миллиона. Я прогнозирую, что деньги также будут выводиться, только теперь в инвестфонды в Израиле и Дубае».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку