Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Может ли Россия избежать дефолта

Министр финансов Антон Силуанов. Александр Авилов / Агентство «Москва»

Россия пригрозила подать в суд, если из-за санкций не сможет выплатить деньги по своим облигациям. Но специалисты называют такую позицию «платежным театром».

В выходные министр финансов Антон Силуанов заявил, что западные страны пытаются организовать искусственный дефолт России. Он не уточнил, к кому правительство России может предъявить иск и в какой стране.

Между тем, держатели облигаций и рейтинговые агентства исходят из того, что процесс дефолта уже идет, а специалисты по долгам рассматривают заявления России о готовности платить скорее как политические, чем практические. «Платить вопреки ожиданиям – политический шаг, демонстрирующий оптимизм и причем малозатратный, – говорит Анна Гелперн, профессор права Джорджтаунского университета и старший научный сотрудник Института мировой экономики Питерсона. – Если весь смысл [вторжения в Украину] – это частично продемонстрировать "мы глобальная держава, уважайте нас", тогда такой вид платежного театра весьма важен для Путина».

Москва уже пропустила платежи по двум долларовым облигациям после того, как власти США запретили американским банкам обрабатывать транзакции в рамках мер, призванных наказать страну за вторжение в Украину. «Если мы не получим свои доллары через 30 дней, это дефолт», – говорит владеющий российскими бондами европейский инвестор, имея в виду льготный период, начавшийся после того, как на прошлой неделе должны были быть произведены выплаты по купону и основной сумме долга.  

S&P Global уже понизило кредитный рейтинг России до «выборочный дефолт»: агентство не ожидает, что инвесторы получат выплаты в долларах в течение 30-дневного периода. Между тем, комитет, который определяет условия выплат по кредитным дефолтным свопам (рыночной страховке от дефолта), решил в понедельник, что РЖД допустила дефолт по своим облигациям, после того как инвесторы не получили средства в течение 10-дневного льготного периода, несмотря на попытки компании перечислить деньги в марте.

Условия обращения российских гособлигаций в иностранной валюте, как и у многих других суверенных заемщиков, определяются английским правом. Однако, что необычно, Россия заявила, что, согласно условиям выпуска этих бумаг, они не подпадают под юрисдикцию иностранного суда.  

Юридическая неопределенность означает, что потенциально Россия может начать судебные процедуры на своей территории, говорит один из ведущих мировых экспертов по реструктуризации долгов Миту Гулати, профессор права Университета штата Вирджиния. Аргумент России, что ей не дали провести платежи, он называет «не безумным».

В суде они могут заявить: «Смотрите, мы хотим заплатить, мы просто не можем, кто-то нам не дает этого сделать». Но вот в чем загвоздка: обычно предполагается, что должно произойти какое-то внешнее событие [мешающее осуществить платеж], которое влияет на обе стороны. Но инвесторы заявят, что в их случае это не так. Вы виноваты, скажут они: не вторгайтесь в другие страны и не получите такую ситуацию. Убирайтесь из Украины и тогда сможете заплатить.

В любом случае, вряд ли британский суд посчитается с решением российского о том, допущен ли по облигациям дефолт, считает Гулати.

И он, и Гелперн сравнивают российскую ситуацию с аргентинской в 2014 г., когда нью-йоркский судья запретил правительству Аргентины платить держателям новых облигаций, пока оно не рассчитается по старым, и фактически принудил страну дефолт.

Кроме того, вряд ли стоит ожидать, что в нынешней ситуации возможны какие-либо переговоры с кредиторами, в том числе о реструктуризации, или что Россия снова получит доступ на рынок капитала в обозримом будущем. «Это не обычный дефолт, – говорит один инвестор. – Насколько мне известно, никто не говорит о создании групп держателей бондов и проведении переговоров с Россией. Не думаю даже, что это будет законно».

Российские бонды, которые до вторжения в Украину стоили около номинала, теперь торгуются примерно по 22% от номинала.

После истечения 30-дневного периода инвесторы могут потребовать досрочного погашения, если за это проголосуют 25% держателей конкретной бумаги. Решение об этом может зависеть от того, есть ли у инвесторов, в их представлении, шанс арестовать какие-либо российские зарубежные активы в уплату долга, говорит Гелперн (проблема еще и в том, что многие активы и так уже заморожены):

Нынешняя ситуация столь невероятно запутана, что инвесторы могут не захотеть разыграть свою главную карту, не имея четкого плана игры. Но было бы и чересчур оптимистично ожидать каких-либо переговоров [между ними и Москвой]. Поэтому некоторые могут потребовать досрочного погашения, если думают, что смогут добраться до каких-то активов.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку