Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Гениальный ход»: почему США стали публиковать разведданные по Украине

Директор Национальной разведки Эврил Хэйнс.
Директор Национальной разведки Эврил Хэйнс. Michael Brochstein / ZUMA Press Wire / ТАСС

На прошлой неделе в битком набитой аудитории Австралийского национального университета Джереми Флеминг, директор Центра правительственной связи (британская спецслужба, отвечающая за ведение радиоэлектронной разведки и защиту информации органов правительства и армии – GCHQ), выдал секретную информацию, которую публике редко когда приходится слышать.

По его словам, российские солдаты в Украине отказываются выполнять приказы, портят военной имущество и даже сбили по ошибке собственный самолет, им «не хватает оружия и боевого духа». В последние дни американские спецслужбы также поделились информацией, позволяющей предполагать, что Владимиру Путину не раскрывают масштабов неудач российских войск в Украине.

Новая стратегия

Эти заявления – лишь последние примеры принятой западными разведслужбами новаторской стратегии по быстрому раскрытию информации, которую раньше старались скрывать. Стратегии, которая стала неожиданным ответом разведывательного сообщества на подготовку России к вторжению в Украину. Раньше считалось, что разглашение секретной информации может указать на источники, поставив под угрозу их жизнь.

Важную роль в принятии этого решения, цель которого – противодействие ложным заявлениям России, сыграла директор Национальной разведки Эврил Хэйнс, рассказали три человека, проинформированные об изменении стратегии. «Нужно отдать должное Эврил Хэйнс за принятие решения обнародовать разведданные, – говорит европейский чиновник. – Это был гениальный ход, направленный на борьбу с дезинформацией».

По словам американского чиновника, новую стратегию планировал и координировал Совет по национальной безопасности, а реализовывали – Хэйнс, директор ЦРУ Билл Бернс и другие. Бернс – опытный дипломат (он, в частности, был послом США в России, затем в Госдепартаменте был одним из главных организаторов ядерной сделки с Ираном в 2015 г.). В течение свей карьеры он в основном получал разведывательные данные, а не предоставлял их. Вкупе с его знанием России это сделало Бернса идеальным кандидатом на роль человека, обеспечивающего контроль за сменой стратегии, рассказывают бывшие чиновники.

«Он дипломат, но также и серьезный специалист по России – он знает, как они думают», – говорит бывший дипломат Дэниел Фрид, который проводил политику санкций в отношении России при Бараке Обаме, а теперь работает в Атлантическом совете. Хэйнс, Бернс и другие высокопоставленные чиновники администрации, включая советника по национальной безопасности Джейка Салливана, по роду своей деятельности долгое время были потребителями разведданных, поэтому способны принимать продуманные решения о том, как их использовать, поясняет Фрид: «Они не станут жертвами любительских соблазнов». 

Что знает Путин

Еще за несколько месяцев до вторжения США уверенно заявляли, что оно готовится, тогда как их союзники относились к таким данным со скептицизмом. Но решение начать распространять информацию о неудачах российских войск является продолжением и активизацией новой стратегии, которые направлены на противодействие утверждениям Москвы, что она якобы всерьез относится к мирным переговорам и успешно завершила «первый этап» того, что называет военной спецоперацией.

«У нас масса информации, позволяющей заявлять об этом. Она подчеркивает тот факт, что русские ведут эту войну так, что она оказалась гораздо менее успешной, чем изначально планировалось», – говорит высокопоставленный чиновник американской администрации.

Западные разведки представляют отход российских войск от Киева как очевидное поражение, а не смену тактики; это должно в том числе ослабить позиции Москвы на мирных переговорах, к которым она, по утверждению США, не подходит серьезно. «Мы стараемся сделать все, что возможно, для укрепления позиции украинцев на переговорах, поэтому полезно, чтобы люди лучше понимали, какая информация доходит до Путина, а какая – нет», – говорит американский чиновник.

По словам другого западного чиновника, частично решение давать более подробную информацию обусловлено желанием повысить шансы на то, чтобы элиты и простые граждане в России получали более достоверные данные о происходящем на Украине.

Вроде бы проявляющийся разлад в отношениях между Путиным и его военным командованием подтверждает оценку американских спецслужб, считающих, что Путин просчитался, говорит бывший высокопоставленный сотрудник американских спецслужб Юджин Румер, сейчас работающий в Фонде Карнеги за международный мир: «Она подчеркивает всю тщетность, глупость, безумие путинского отношения к Украине. Можно надеяться, что это также дойдет до российской общественности».

300 встреч за три месяца

Президент Джо Байден дал добро на новую стратегию по быстрому распространению секретной информации прошлой осенью, говорят официальные лица в США. Вашингтон также стал гораздо чаще делиться ею с союзниками и партнерами – в частности, о масштабах концентрации российских войск на границе с Украиной и подготовке Путина к вторжению. Это помогло убедить в серьезности намерений Путина таких скептиков, как Франция и Германия, а также обеспечить полномасштабную поддержку последовавшим затем санкциям.

В период между началом ноября и серединой февраля представители администрации Байдена провели с союзниками и партнерами более 300 встреч и телеконференций по ситуации вокруг Украины, многие из которых были связаны с передачей разведданных, говорит американский чиновник. В числе участников были сам президент, Салливан, госсекретарь Энтони Блинкен, министр обороны Ллойд Остин и другие.

В Вашингтоне рады тому, что большинство оценок российских операций в Украине оказались правильными – в отличие от недавнего провала в Афганистане, где разведслужбы полагали, что афганские силы смогут минимум несколько месяцев сдерживать «Талибан».

Некоторые другие страны оказались неправы в своих оценках, включая Францию, где, как сообщается, глава военной разведки даже лишился своего поста.

Борьба с дезинформацией

После вторжения Великобритания тоже стала гораздо активнее распространять свои разведданные. Это частично объясняется тем, что в Лондоне решили: Запад недостаточно активно делился информацией, когда Россия вторглась в Грузию в 2008 г., аннексировала Крым в 2014 г. и помогла Башару Асаду в 2015 г.

«Это нужно делать, потому что так России сложнее отрицать то, что она делает, как это было в 2008, 2014 и в Сирии», – говорит западный чиновник.

По словам американских официальных лиц, они продолжат активно раскрывать и сообщать разведывательную информацию. Такой открытый подход – «новая парадигма в разведке», говорит бывший высокопоставленный оперативник ЦРУ Рольф Моватт-Ларссен:

Она показывает, что разведданные необходимо активно применять в конфликте, чтобы максимизировать их воздействие.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку