Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Почему «Северный поток – 2» оказался главной целью возможных санкций против России

В Киеве, Вашингтоне и многих странах ЕС заявляют, что он позволит России поставлять газ в обход Украины и даст Кремлю дополнительные рычаги влияния, чтобы использовать энергоресурсы в качестве оружия против ЕС.

«Газпром»

Блокировка газопровода «Северный поток – 2» оказалась в начале списка потенциальных санкций против России, когда американские чиновники обсуждали меры, с помощью которых западные страны могут показать Владимиру Путину, что любое вторжение на Украину будет иметь тяжелые последствия.

«Северный поток – 2» и до сих пор был самым крупным инфраструктурным проектом – яблоком раздора. Это чисто коммерческое предприятие, которое позволит обеспечить потребности Евросоюза в газе, настаивали Москва и Берлин. В Киеве, Вашингтоне и многих странах ЕС заявляют, что он позволит России поставлять газ в обход Украины и даст Кремлю дополнительные рычаги влияния, чтобы использовать энергоресурсы в качестве оружия против ЕС.

Но теперь, когда у украинских границ сосредоточены российские войска, а американская разведка предупреждает о планируемом вторжении, Белый дом хочет, чтобы Германия пообещала не допустить использования газопровода в случае нападения России на Украину. «Если Владимир Путин хочет увидеть, как по этому трубопроводу пойдет газ, ему, возможно, не захочется рисковать и вводить войска на Украину», – заявил советник по национальной безопасности Джейк Салливан после разговора во вторник между Путиным и Джо Байденом.

Почему США выбрали «Северный поток – 2» в качестве цели?

Мало какой проект лучше отражает сложные отношения между ЕС и Россией (и его зависимость от поставок ее энергоресурсов), чем «Северный поток – 2». После полного введения трубопровода в эксплуатацию по нему будет ежегодно поставляться в Германию 55 млрд куб. м газа, что равно примерно 15% годового импорта газа ЕС.

Дональд Трамп пытался остановить прокладку газопровода с помощью санкций, но Джо Байден отменил их в мае, посчитав, что строительство и так уже почти завершено, а сохранение хороших отношений с Германией важнее.

Но сосредоточение российских войск на границе с Украиной изменило эти расчеты. Ссылаясь на разведданные о том, что вторжение может начаться уже в январе, Белый дом призвал европейские страны присоединиться к возможным санкциям. Отказ от «Северного потока – 2» станет ударом по «Газпрому» и стратегии газового экспорта Кремля, сократив их доходы и, возможно, показав, что Европа может снизить свою энергетическую зависимость от России. Он также продемонстрирует, что западные страны занимают единую позицию в вопросе противостояния военным действиям России.

Какова позиция Берлина и Брюсселя?

Канцлер Германии Олаф Шольц только в среду вступил в должность, но в администрации президента США говорят, что уже обсуждают этот вопрос с новым правительством. Хотя оно в целом поддерживает введение газопровода в эксплуатацию, но рассмотрит вопрос о его блокировке в рамках пакета санкций в случае вторжения на Украину, рассказали Financial Times люди, близкие к правительству.  

Возможность для этого есть. В июле Байден подписал соглашение с Ангелой Меркель, в котором Германия пообещала блокировать газопровод, если Россия использует его в качестве оружия против Украины.

Официальные лица в Брюсселе говорят, что, хотя принимать решение о санкциях 27 стран ЕС будут вместе, самые важные детали определит Берлин (вместе с Парижем и Римом). Но многие страны ЕС, скорее всего, поддержат выбор «Северного потока – 2» в качестве цели. Его главные критики – Польша и три государства Балтии; Варшава оспаривает строительство газопровода в судебном порядке.

Почему газопровод еще не заработал?

«Северный поток – 2» был завершен в сентябре, и «Газпром» заявил, что готов начать поставки. Но свое одобрение еще должны дать регуляторы ЕС. На энергетическом рынке союза действует правило, направленное на ограничение монополизма: производством, транспортировкой и дистрибуцией газа должны заниматься разные компании. Кроме того, к такому трубопроводу, как «Северный поток – 2», должны иметь доступ третьи стороны, должна быть недискриминационная и прозрачная ценовая структура. Эти требования сложно выполнить, учитывая монополию «Газпрома» на экспорт.

Немецкий регулятор Bundesnetzagentur в сентябре начал четырехмесячную процедуру сертификации. Но приостановил ее в ноябре, заявив, что «сертифицировать можно будет лишь оператора <…> имеющего организационно-правовую форму в соответствии с законодательством Германии». Оператор газопровода Nord Stream AG зарегистрирован в Швейцарии, он решил создать в Германии дочернюю компанию, которая станет владельцем и оператором немецкой части трубопровода.

То есть у Берлина есть рычаги давления. Пока Bundesnetzagentur не сертифицирует «Северный поток – 2» в качестве независимого оператора газотранспортной системы, газ по трубе не пойдет.

Что теперь?

Власти США и стран ЕС ведут интенсивные консультации по пакету санкционных мер, который вряд ли будет полностью согласован до запланированного на следующий четверг заседания Европейского совета. Вашингтон хочет получить согласие Берлина по поводу «Северного потока – 2» как можно скорее.

Если предположить, что Россия не начнет боевые действия против Украины, газопроводу, чтобы заработать, нужно будет решить еще несколько проблем. На регистрацию компании в Германии, перевод в нее активов и персонала и предоставление результатов регулятору может уйти три-пять недель, считает Мария Белова, директор по исследованиям Vygon Consulting, то есть «Газпром» в случае сертификации сможет начать поставки не ранее февраля.

Но чтобы полностью соответствовать нормам ЕС, «Северный поток – 2» должен также предоставить возможность для поставок другим компаниям. В их отсутствие «Газпром», вероятно, не сможет полностью заполнить трубопровод. Правительство России рассматривало возможность допустить к нему «Роснефть»; «Газпром» ранее этому противился, но такой шаг может ускорить одобрение «Северного потока – 2» в ЕС.

В худшем случае, учитывая максимальные сроки на рассмотрение проекта и сертификацию в Брюсселе, газопровод может начать работать в июне 2022 г.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку