Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Почему немецкоговорящая Европа сопротивляется вакцинации

В Швейцарии, Германии и Австрии ни одной прививки не получило около трети населения

Веранда кафе в Ньоне, Швейцария.
Веранда кафе в Ньоне, Швейцария. LAURENT GILLIERON / EPA / ТАСС

Когда в Швейцарии началась программа массовой вакцинации от COVID-19, спецподразделениям полиции пришлось окружить центральный железнодорожный вокзал в Цюрихе, чтобы защитить открытый там пункт вакцинации от разгневанных протестующих. «Мы борцы за гражданские права, – говорит 26-летний Николя Римольди; он приехал из Люцерна и был одним из тех, кого задержали во время протестов в понедельник, но потом отпустили без предъявления обвинений. – Огромное давление, которое оказывают на людей в нарушение норм морали, в нарушение конституции, – это совершенно неправильно».

Некоторые участники протеста несли традиционные большие колокола для коров – символ сельской Швейцарии, где недоверие к вакцинам очень сильно.

Хотя Швейцария и является одной из самых богатых стран мира, доля вакцинированных от ковида там самая низкая в Западной Европе. Более трети населения (33,6%) не получило даже первой прививки.

Как ни удивительно, но Швейцария – не исключение, а лишь одна из группы европейских стран с высоким уровнем благосостояния, преимущественно немецкоговорящих, с крайне низким уровнем вакцинации. В Австрии ни одной прививки не получило 33,1% населения, в Германии – 30,4%. При этом число заразившихся растет во всех трех странах.

Большое количество не желающих вакцинироваться среди взрослых жителей всех возрастных групп и политических взглядов ставит вопрос о том, какие факторы обусловили такого рода скептицизм в немецкоговорящих странах. В Германии противодействие вакцинации отмечается и в состоятельных южных землях вроде Баварии и Баден-Вюртемберга, и в восточных, таких как Саксония.

По словам премьер-министра Баварии Маркуса Зёдера, в этих трех регионах высока доля Querdenker («несогласных») – членов наиболее активного движения против государственных антиковидных ограничений. «У нас в стране два вируса, – заявил Зёдер на одном из ток-шоу. – Есть коронавирус и есть эта отрава [нежелание вакцинироваться], которую массово распространяют Querdenker и партии, подобные [крайне правой] "Альтернативе для Германии"».

В Швейцарии уровень вакцинации в сельских немецкоговорящих восточных кантонах зачастую гораздо ниже, чем на франкоговорящем западе и населенном преимущественно итальянцами юге. Например, в Аппенцелль-Иннерродене ни одной прививки не получило 45% населения. Правда, есть и обратные примеры: так, в гористом немецкоговорящем кантоне Граубюнден первую дозу получило больше людей, чем во франкоговорящей Женеве.

По мнению специалиста по коммуникациям Сюзанны Суггс, профессора Университета Лугано, чиновники в немецкоговорящих регионах слишком формально относятся к информированию населения: «Для них это вопрос скорее функциональный, чем эмоциональный». Отсутствие эмоционального посыла в информационной кампании по вакцинации «привело к тому, что пустоту заполнили теории заговора, в которые [несведущим] людям зачастую поверить проще», полагает Суггс.

Во вторник число инфицированных в Австрии и Германии достигло максимума за всю пандемию. В федеральной земле Верхняя Австрия с населением 1,5 млн, которую можно считать центром антипрививочного движения, на этой неделе зарегистрировано больше случаев заражения, чем на всем Иберийском полуострове.

В Германии 14 млн человек, которые могут получить прививку, но пока этого не сделали. «Я поддерживаю вакцинацию как таковую, но не уверена, что эта [вакцина от ковида] безопасна», – пояснила Ютта из Берлина, отказавшись назвать свою фамилию. Она по-прежнему не хочет вакцинироваться, но говорит, что теперь у нее нет выбора: «Они говорят, что в противном случае я не смогу ходить на работу».

По данным опроса Университета Эрфурта, 80% непривитых немцев сказали, что сначала должны взвесить все за и против, а 41% просто считают вакцинацию ненужной.

Движение антипрививочников сильно пересекается с той частью населения, что выступает против истеблишмента и поддерживает политиков-популистов. Согласно опросу Forsa, проведенному по заказу министерства здравоохранения Германии, половина невакцинированных респондентов на последних федеральных выборах голосовало за «Альтернативу для Германии». В Австрии против вакцинации активно выступает правопопулистская Австрийская партия свободы. Ее руководитель Херберт Кикль в октябре говорил об «ужасающей» связи между вакцинами и опухолевыми заболеваниями. В Швейцарии 28 ноября должен пройти референдум о предоставлении федеральному правительству чрезвычайных полномочий во время пандемии. Против этого активно выступает популистская Швейцарская народная партия, 51% сторонников которой не вакцинировались от ковида, согласно октябрьскому опросу Sotomo.

Вакцинации также противится значительная часть молодежи. В Австрии, например, прививку не поставили 37% людей моложе 35 лет. Средний возраст участников протестного движения Mass-Voll! («Хватит – значит хватит»), которое в понедельник организовало демонстрацию в Цюрихе, – всего 20 лет. В Instagram у него уже больше подписчиков, чем у партии зеленых или социал-демократов. «Вопрос стоит о будущем молодого поколения», – заявляет Римольди.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку